Петер Бескендорф (? - 1538) был брадобреем, к которому ходил бриться Лютер. Как-то раз — очевидно, за работой — Бескендорф спросил: «Доктор Лютер, как Вы молитесь?» Результатом стало 40-страничное письмо под названием «Простой способ молиться, для доброго друга», опубликованное в 1535 году.
Я вам расскажу, как только смогу о том, что я сам делаю, когда молюсь. Пусть наш дорогой Господь даст вам и всем, сделать это лучше, чем я! Аминь.
Во-первых, когда я чувствую, что охладеваю и становлюсь безрадостным в молитве, поскольку другие заботы или мысли мешают мне (потому что плоть и дьявол всегда мешают и препятствуют молитве), я беру мою маленькую Псалтырь, спешу в свою комнату, или, если есть день и час для этого, в церковь, где община собирается, и, как позволит время, я говорю себе спокойно, и слово за словом Десять Заповедей, Символ веры, и, если у меня есть время, некоторые слова Христа или Апостола Павла, или некоторые псалмы, как и ребенок может делать.
Это хорошее дело — позволить молитве быть первым
деянием с утра и последним в ночное время. Охраняйте себя осторожно от ложных, вводящих в заблуждение идей, которые вам говорят: «Подожди некоторое время. Я помолюсь через час; сначала я должен сделать свои дела в том или ином месте». Такие мысли отдаляют вас от молитвы, обращая к другим вопросам, которые так задержат и привлекут внимание, что ни одной молитвы не будет в этот день.
Вполне возможно, что у вас есть некоторые заботы, которые порой лучше, чем молитва, особенно в чрезвычайных ситуациях. Существует поговорка, приписываемая Св. Иерониму, что всё, что верующий делает — это молитва и существует пословица: «Работающий добросовестно молится дважды». Это можно сказать, потому что верующий боится и почитает Бога своей работой и помнит заповедь — не вредить никому или не пытаться украсть, обмануть, или смошенничать. Такие мысли и такая вера, несомненно, превращают его работу в молитву и жертву хвалы.
С другой стороны, также верно и то, что работа неверующего является прямым проклятием и также, что тот, кто работает без веры проклинает дважды. В то время как он делает свою работу его мысли заняты пренебрежением Бога, нарушением Его закона, а также тем, как воспользоваться своим соседом, о том, как украсть у него и как обмануть его. Какие еще могут быть мысли у человека, который проклинает Бога и человека, у человека, который делает свою работу с двойным проклятием, посредством которого человек проклинает и себя? В конце концов, они нищие и плохие работники. Именно о такой постоянной молитве Христос говорит в Евангелии от Луки 11 «Непрестанно молитесь» (1 Фес 5:17, сравни Лк 11:9-13), поскольку надо неустанно остерегаться греха и зла в процессе работы, то, что нельзя сделать, если нет страха Божия и не помнишь Его заповеди, как и первый Псалом говорит: «Блажен тот, кто размышляет о Его законе день и ночь».
Тем не менее, мы должны быть осторожны, чтобы не нарушить привычку истинной молитвы и вообразить себе прочие труды, которые важнее молитвы, хотя, в конце концов, это совсем не так. Таким образом, в итоге мы стали бы слабыми и ленивыми, безразличными и прохладными к молитве. Дьявол, который окружает нас вовсе не ленив и не беззаботен, и наша плоть всегда готова к греху и стремится к нему, и не расположена к духу молитвы.
Когда ваше сердце было разогрето такие цитатами себе из Десяти Заповедей, слов Христа и т.д., и есть намерение к молитве, преклоните колени и станьте с сложив руки, и обратите взор к небу, начинайте говорить или думать, так кратко, как можете:
«O Небесный Отче, милостивый Боже, я бедный грешник, недостойный. Я не заслуживаю того, чтобы поднять глаза и руки к Тебе или даже молиться. Но так как Ты велел нам всем молиться, и Ты обещал услышать нас, и через Твоего драгоценного Сына Иисуса Христа Ты научил нас, как и о чем нужно молиться, то я прихожу к Тебе в послушании Твоему Слову, веря в Твое милосердное обещание. Я молюсь во имя Господа моего Иисуса Христа, вместе со всеми Твоими святыми и со всеми христианами на земле, как он учил нас: Отче наш, сущий на небесах» и т.д., всей молитвой, слово в слово.
Затем повторяйте одну часть или как хотите, пожалуй, первое прошение: «да святится имя Твое», и говорите: «Да, Господи Боже, дорогой Отец, да святится имя Твое, как в нас, так и во всем мире. Уничтожь и искорени мерзость, идолопоклонство и ересь турков, папы Римского, и всех ложных учителей и фанатиков, которые неправильно используют имя Твое (Исх 20:7), и позорным образом используют Его всуе и ужасно хулят. Они настойчиво хвалятся, что они учат Твоим словам и законам Церкви, хотя они действительно используют дьявольский обман и надувательство во имя Твое, чтобы мерзко соблазнить многие бедные души во всем мире, даже убивая и проливая много невинной крови, и они верят, что такими преследованиями они делают угодное Тебе служение.
Милостивый Господи Боже, обрати и сдержи их. Обрати тех, кто еще не обращены, чтоб они с нами и мы с ними могли святить и славить имя Твое, как верным и чистым учением, так и хорошей, святой жизнью. Сдержи тех, кто не желает быть обращен так, чтобы они были вынуждены прекратить злоупотребления, осквернение и хулу Твоего святого имени и введение в заблуждение бедных людей. Аминь».
Второе прошение: «да придет царство Твое». Скажите: «О, милосердный Господи, Боже и Отче, Ты видишь, как житейская мудрость и здравый смысл не только оскверняют имя Твое, и приписывают честь вместо Тебя лжи и дьяволу, но каким образом они принимают власть, силу, богатство и славу, которые Ты дал им на земле для управления миром и, таким образом, служащие Тебе, используют их в своем собственном честолюбии против Твоего царства. Их много и они сильны, они досаждают и служат помехой крошечному стаду Твоего царства, которое слабо, презираемо и немногочисленно. Они не будут терпеть Твоё стадо на земле, и думаю, что, преследующие их, делают большое и богоугодное дело для Тебя. Милосердный Господи, Боже и Отче, обрати их и защити нас. Обрати их к вере, да станут детьми и членами Твоего царства, чтобы они вместе с нами и мы с ними могли служить Тебе в Твоем царстве в истинной вере и с неподдельной любовью, чтобы из Твоего царства, которое уже началось, мы могли вступить в вечное Царство Твое. Защити нас от тех, кто не обратит свою силу и власть от уничтожения Твоего царства так, чтобы, когда они спадут со своих престолов и смирятся, им пришлось прекратить свои попытки. Аминь».
Третье ходатайство. «Да будет воля Твоя на земле, как на небе». Скажи: «О, дорогой Господи, Боже и Отче, Ты знаешь, что мир, хотя он не может уничтожить Твоё имя или искоренить Твоего царства, занят день и ночь нечестивыми приемами и планами, странными заговорами и интригами, вступая в сговор тайный, давая взаимное поощрение и поддержку, бушуя и ропща, и делая это с всяким злым намерением, только чтобы уничтожить имя Твое, Слово, царство и детей Твоих. Поэтому, дорогой Господи, Боже и Отче, обрати их и защити нас. Обрати тех, кто до сих пор не признает Твою благую волю, чтоб они с нами и мы с ними могли подчиняться Твоей воле для угождения Тебе, терпеливо и радостно перенося всякое зло, крест, и невзгоды, и тем самым признавать, испытывать и ощущать Твою благую, милостивую и совершенную волю. Но защити нас от тех, кто в своем гневе, ярости, ненависти, угрозах и лукавых желаниях, не перестают нам вредить. Сделай их нечестивые планы, приемы, а также злые умыслы никчемными, чтоб они могли обернуться против них самих, как мы поем в Псалме 7:16».
Четвёртое прошение. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Скажи: «Дорогой Господь, Бог и Отец, даруй нам Твое благословение и в этой временной, физической жизни. Любезно даруй нам благословенный мир. Защити нас от войны и беспорядков. Даруй нашему дорогому императору удачи и успеха в борьбе с его врагами. Даруй ему мудрость и понимание того, как править над его земным царством в мире и процветании. Даруй всем царям, князьям и правителям хороший совет и волю сохранять их владения и области, подвластные им, в спокойствии и справедливости. Особенно помоги дорогому нашему князю N. и руководи им, защитой и покровом которого Ты поддерживаешь нас, так чтоб он мог быть защищен от ущерба и все царствование его было благословенным, защищенным от злых языков и вероломных людей. Даруй всем его владениям благодать служить ему преданно и послушно. Даруй всем горожанам и крестьянам быть усердными и проявить благотворительность и верность по отношению друг к другу. Даруй нам благоприятную погоду и хороший урожай. Я посвящаю Тебе мой дом и имущество, жену и ребенка. Даруй, чтобы я мог руководить ими хорошо, поддерживая и обучая их так, как должен делать христианин. Защити нас от Разрушителя и всех его нечестивых ангелов, которые бы нам вредили и злодействовали против нас в этой жизни. Аминь».
Пятое прошение. «Прости нам долги наши, как и мы прощаем тех, кто грешит против нас». Скажи: «О, дорогой Господь, Бог и Отец, да не вступи в суд с нами, потому что никакой человек, живущий может быть не оправдан перед Тобой. Не считай их против нас за грех, за то, что мы настолько неблагодарны к Твоей невыразимой доброте, духовной и физической, или за то, что мы впадаем в грех многократно каждый день, более часто, чем мы можем знать или усмотреть, как и Псалом 18:13 говорит. Не смотри на то, как добры или злы мы, но только на бесконечное сострадание, которым Ты одарил нас во Христе, Твоем дорогом Сыне. Даруй прощение также тем, кто повредил нам или обидел нас, как и мы прощаем их от всего нашего сердца. Они наносят наибольший вред себе, вызывая Твой гнев своими действиями по отношению к нам. Нам нет пользы от того, что они будут сокрушены, но гораздо более то, что они будут сохранены вместе с нами. Аминь». (Тот, кто чувствует себя не в состоянии простить, пусть обратиться к Нему за благодатью, чтобы он мог простить; но это и происходит в проповеди).
В шестом прошении. «И не введи нас в искушение». Скажи: «О, дорогой Господь, Бог и Отец, сохрани нас настороже и в боевой готовности жаждать Твоего Слова и служения и быть усердным в них, с тем чтобы мы не успокаивались, не ленились, и не становились холодны к ним, как будто мы уже достигли всего. Таким образом, ужасающий дьявол не сможет напасть на нас, удивить нас и лишить нас Твоего драгоценного Слова и не раззожет вражды и разделений среди нас и не приведет нас в прочие грехи и позоры, как духовно, так и физически. Поскорей даруй нам мудрость и силуТвоим Духом, что мы могли мужественно противостоять дьяволу и достичь победы. Аминь».
Седьмое прошение. «Но избави нас от лукавого». Скажи так: «О, дорогой Господи, Боже и Отче, эта жалкая жизнь настолько полна страдания и бедствия, опасности и неопределенности, так много в ней злобы и неверия (как Святой Павел говорит: «дни лукавы» Еф 5:16), что мы могли бы по праву устать от жизни и жаждать смерти. Но Ты, дорогой Отче, знаешь нашу слабость, поэтому помоги нам пройти безопасно через увеличившиеся злобу и подлость, и, когда наш последний час придет, по милости Твоей даруй нам благословенный исход из этой юдоль печали так, чтобы перед лицом смерти мы не стали бояться и унывать, но в твердой вере передали наши души в Твои руки. Аминь».
Наконец, отметьте то, что вы должны всегда говорить твердо слово «Аминь». Никогда не сомневайтесь в том, что Бог в Своей милости, несомненно, будет слышать вас и говорить «да» в ответ на ваши молитвы. Никогда не думайте, что вы преклонили колени или стоите на молитве в одиночку, но лучше помышляйте, что весь христианский мир, все набожные христиане, стоят тамрядом с вами, и вы стоите среди них, в общем, едином прошении, которым Бог не может пренебречь. Не оставляйте вашей молитвы без того, чтобы сказать или подумать: «Хорошо, Бог услышал мои молитвы, это я знаю, как несомненный факт и истину». Вот что означает слово «Аминь».
Вы также должны знать, что я не хочу, чтобы вы цитировали все мои слова в вашей молитве. Это стало бы ничем иным, но простой болтовней и лепетом, читать слово в слово из книги, во что превратились розарии по четкам как у мирян, так и в молитвах священников и монахов. Скорее я хочу, чтобы ваше сердце было возбуждено и руководствовалось мыслями, которые следует охватить в молитве Господней. Эти размышления могут быть выражены, если ваше сердце хорошо разогрето и склонно к молитве, в самых разных формах и с большим или меньшим количеством слов. Я не связываю себя такими словами или слогами, но говорю мои молитвы одним образом сегодня, завтра другим, в зависимости от моего настроения и чувств. Однако, я остаюсь, так близко, как только могу, к одной и той же мысли и основной идее. Но иногда может случиться так, что я могу заблудиться среди столь многих идей в одном прошении, что я отказывась от других шести прошений. Если такое изобилие хороших мыслей приходит к нам, мы должны пропускать другие прошения, чтобы оставить место для таких мыслей, слушать в тишине и ни при каких обстоятельствах не мешать им. Святой Дух сам проповедует здесь и одно слово Его проповеди гораздо лучше, чем тысяча наших молитв. Много раз я узнавал больше из одной молитвы, чем я мог бы извлечь из многочисленных чтений и размышлений.
Это имеет огромное значение, чтобы сердце было готово и устремлено к молитве. Как Проповедник говорит: «Подготовьте ваши сердца к молитве, и не искушайте Бога» (Сирах 18:23). Разве это не искушение Бога, когда ваш рот бормочет нечто и разум бродит в других мыслях? Как священник, который молится, «Deus в adjutorium meum intende. («Поспеши, Боже, избавить меня» Пс 69:2). Рабочий, ты распряг лошадей? Domine ad adjuvandum me festina. («Поспеши, Господи, на помощь мне»). Служанка, выйди и подои корову. Gloria patti et filio et spiritui sancto. («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»). Поторапливайся, мальчишка, да не ударит тебя лихорадка!» Я слышал много таких молитв на моем личном опыте, когда я был под папством, большинство их молитв — такого рода. Это кощунство, и было бы лучше, если бы они играли с этим, если они не могут или не заботятся о том, как бы это сделать получше. В мои дни я молился многократно такими каноническими часами, к сожалению, и так, что когда псалом или отведенное время подходило к концу, я едва достигал хотя бы начала или же был в середине чтения канонического часа.
Хотя не все из них бормочут слова как вышеупомянутые священнослужители и смешивают дела и молитвы, они все же делают так в мыслях их сердца. Они перепрыгивают от одного к другому в своих мыслях, и, когда закачивают молитву, то даже не знают, что они делали и о чем говорили. Они начинают с Laudate («Хвалите») и тотчас же они попадают в шутовской рай. Мне кажется, что если кто-то мог бы увидеть, что возникает в молитве с холодным и невнимательным сердцем, тот сделает вывод о том, что он никогда не видел более нелепой разновидности шутовства. Но, слава Богу, теперь мне понятно, что человек, который забывает, что он говорил, не хорошо молился. В хорошей молитве молящийся полностью помнит все слова и мысли, от начала до конца молитвы.
Итак, хороший и внимательный парикмахер держит свои мысли, внимание и глаза на бритве и волосах, и не забывает о том, что он делает во время бритья или стрижки. Если он захочет заняться длительной беседой или позволит своему уму блуждать или искать чего-то в другом месте, то он, скорее всего, порежет рот своего клиента, нос, или даже его горло. Таким образом, если все этобудет делается хорошо, то это дело требует полного внимания ко всем своим чувствам и членам, как гласит пословица, «Pluribus intentus, minor est ad singula sensus» — «Тот, кто думает о многих вещах, ни о чем не думает, и не делает ничего правильно». Сколь более молитва призывает к сосредоточенности и простоте сердца, если только она собирается быть хорошей молитвой!
Вот вкратце тот способ как я использую Господню молитву, когда я молюсь ею. По сей день я вскармливаюсь Господней молитвой, как ребенок, и как взрослый ем и пью от нее, и никогда не получаю насыщения. Это самая лучшая молитва, даже лучше, чем Псалтырь, которая очень дорога для меня. Это, безусловно, очевидно, что настоящий умелец составил её и научил ей. Но очень жаль, что так неуместно молитва такого умельца становится болтовней и бормотанием во всем мире! Сколь много молятся Господней молитвой несколько тысяч раз в течение года, а если бы они продолжали делать это и тысячу лет, они всё же не молились бы и не вкусили бы ни йоту, ни одну её черту! (Мф 5:18). Одним словом, Господня молитва — величайший мученик на земле (так же как и имя и Слово Божие). Все пытают и бесчестят её; лишь некоторые утешаются и радуются её правильным использованием.
Если у меня есть время и возможность пройти через всю Господню молитву, я делаю то же самое сДесятью Заповедями. Я беру одну часть за другой и освобождаю себя как можно больше от разных отвлечений, чтобы помолиться. Я каждую заповедь разделяю на четыре части, тем самым плету венец из четырех нитей. То есть, я думаю о каждой заповеди, так, во-первых, как наставление, чем она на самом деле предназначена быть, и думаю над тем, что Господь Бог требует от меня так настоятельно. Во-вторых, я обращаю ее в благодарение; в-третьих, в исповедь, в-четвертых, в молитву. Я делаю так в мыслях или словах, подобных этим:
«Я Господь, Бог твой» и т.д. «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» и т.п. Здесь я искренне считаю, что Бог ожидает от меня и учит меня доверять Ему чистосердечно во всех вещах, и что это и есть Его самое искреннее желание быть моим Богом. Я должен думать о Нем таким образом в случае риска потерять вечное спасение. Мое сердце не должно опираться на что-либо другое или доверять какой-либо другой вещи, будь то богатство, престиж, мудрости, могущество, благочестие или что-либо еще. Во-вторых, я благодарю за Его бесконечное сострадание, с которым Он пришел ко мне так по-отечески и, Он непрошеный, незваный и незаслуженный мною, предложил быть моим Богом, чтобы заботиться обо мне, и быть моим успокоением, защитником, помощью и силой, каждый раз, когда это мне необходимо. Мы бедные и смертные нашли столько богов, и нам придется искать их снова, если Он все еще не позволит нам услышать Его, откровенно говорить к нам на нашем собственном языке, что Он намерен быть нашим Богом. Как мы могли бы когда-либо вознести вечное благодарение Ему, чтобы его было достаточного? Третье. Я исповедуюсь и признаю мой великий грех и неблагодарность за то, что столь нечестиво презирал такие возвышенные учения и такой драгоценный дар на протяжении всей моей жизни, и за то, что ужасно возбудил Его гнев бесчисленными деяниями идолопоклонства. Я раскаиваюсь в них и прошу о Его благодати. В-четвёртых, я молюсь и говорю: «Боже мой и Господи, помоги мне Твоей благодатью, чтобы узнавать и понимать Твои заповеди более полно каждый день и жить ими в чистосердечной уверенности. Сохрани мое сердце, чтобы я никогда больше не становился забывчивым и неблагодарным, чтобы никогда я не искал других богов или иного утешения на земле или в любом творении, но прилепляться истинно и только к Тебе, мой единственный Бог. Аминь, дорогой Господь Бог и Отец. Аминь».
Потом, если время и склонность моя позволяет, Вторую заповедь также в четыре нити, например: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» и т.д. Во-первых, я научаюсь, что я должен хранить Божье имя в чести, святости и благолепии, а не клясться, не проклинать Им, а не быть хвастливым или не искать чести и доброго имени для себя, но скромно ссылаться на Его имя, чтобы молиться, восхвалять и превозносить Его, и пусть это будет моей единственной честью и славой, что Он Бог мой, и что я Его скромное творение и недостойный слуга. Во-вторых, я благодарю Его за те драгоценные дары, что он открыл в Его имени для меня и даровал мне Своё имя, так что я могу славить Его имя и называться Божьим слугой и твореньем и т.д., что Его имя — моё убежище как могучая крепость, в которую человек может убежать и найти защиту, как сказал Соломон (Притч 18:10). Третье, я исповедуюсь и признаюсь, что я горестно и нечестиво грешил против этой заповеди всю свою жизнь. Я не только не призывал, не превозносил и не почитал Его святое имя, но также был неблагодарен за такие дары, и, клятвами, ложью и предательством, злоупотреблял Им в погоне за стыдом и грехом. Я горько сожалею и прошу о милости и прощении и т.д.
В-четвертых, я прошу о помощи и силе отныне учиться [повиноваться] этой заповеди и быть сохраненным от такого зла неблагодарности, злоупотребления и греха против Его имени, и чтобы мне найтись благодарным в благоговении и почитании Его имени.
Я повторяю здесь то, что я сказал ранее в связи с Господней молитвой: если в разгар таких мыслей Святой Дух начинает проповедовать в вашем сердце богатые, поучительные мысли, почтите Его, позволяя перейти от этого записанного способа; успокойся и слушай Того, Кто может сделать это несравненно лучше, чем можешь ты. Запомни, что Он говорит, и отметь это хорошо, и ты узришь чудеса в Законе Божьем, как сказал Давид (Пс 118:18).
Третья заповедь: «Помни день воскресный, чтобы святить его». Я научаюсь из нее, в первую очередь, что воскресный день был учрежден не для отдыха или потакания мирским удовольствиям, но с тем, что мы могли святить его. Тем не менее, он не освящен нашими делами и действиями, которые не святы, но Словом Божьим, которое само по себе абсолютно чисто и свято и которое освящает всё, что находится в соприкосновении с Ним, будь то время, место, человек, труд, отдых и т.д. По словам Павла, который говорит о том, что каждое творение освящено Словом и молитвой (1 Тим 4:5), наши труды освящены через Слово. Я понимаю, что в воскресный день я должен, прежде всего, слушать и созерцать Божье Слово. После этого я должен благодарить моими словами, хвалить Бога за все Его блага, и молиться за себя и за весь мир. Тот, кто так себя ведет в воскресный деньсохраняет святит его. Тот, кто этого не сделает поступает хуже, чем человек, который работает по воскресным дням.
Во-вторых, я благодарю Бога в этой заповеди, за Его великую и прекрасную доброту и благодать, которые Он дал нам в проповеди Слова. И Он научил нас использовать Его Слово, особенно в воскресный день, потому что размышления человеческого сердца никогда не могут исчерпать такое сокровище. Его Слово — единственный свет во тьме жизни, Слово жизни, утешение и высшее блаженство. Где это драгоценное и спасительное слово отсутствует, ничего не остается, но страшная и ужасающая тьма, заблуждения и разделения, смерть и все бедствия, и тирания самого дьявола, как мы видим нашими собственными глазами каждый день.
Третье. Я исповедуюсь и признаю великий грех и нечестивую неблагодарность с моей стороны, поскольку всю мою жизнь я недостойно злоупотреблял и тем самым презирал Его драгоценное и дорогое Слово мерзким образом. Я был слишком ленив, вял, безразличен и не прислушивался к Слову, не говоря уже о том, чтобы желать Его искренне и быть благодарным за Слово. Я допустил, чтобы мой дорогой Бог провозглашал Своё Слово ко мне напрасно, я отклонял благородные сокровища, топтал их ногами. Он терпел это в Своей великой и божественной милости и не прекращал в Своей отеческой, божественной любви и верности проповедовать мне, призывая меня к спасению души. Поэтому я раскаиваюсь и взываю к Его милости и прощению.
В-четвёртых, я молюсь за себя и за весь мир, чтобы любезный Отец сохранил нас в Своем святом Слове и не отнял Его у нас из-за наших грехов, неблагодарности и лени. Да сохранит Он нас от раскольнических духов и ложных учителей, и да пошлет Он Своих верных и честных работников на Свою жатву (Мф 9:38), то есть благочестивых пастырей и проповедников. Да даст Он нам благодати смиренно выслушать, принимать и почитать их слова, как Его собственные Слова, и вознести нашу искреннюю благодарность и хвалу.
Четвертая заповедь: «Почитай отца и мать». Во-первых, я научаюсь признавать Бога, моего Великого, как чудесно Он сотворил меня, тело и душу, и как Он даровал мне жизнь через моих родителей, в которых вложил желание заботиться обо мне, плоде их телес, со всей их властью. Он привел меня в этот мир, поддерживал и заботился обо мне, взрастил и обучил меня с большой осмотрительностью, осторожностью и заботой, путем угроз, проблем и упорного труда. С этого момента он защищает меня, Своё творение, и помогает мне в бесчисленных опасностях и неприятностях. Это как если бы он создавал меня заново каждый миг. Но дьявол не желает уступить нам ни один миг жизни.
Во-вторых, я благодарю богатого и милостивого Великого от имени себя и всего мира, что Он установил и основал заповедь увеличения и сохранения человеческого рода, то есть семейства и государства. Без этих двух установлений или управлений мир не смог существовать даже один год, потому что без правительства не может быть мира, а где нет мира, не может быть семьи, без семьи детей нельзя породить и взрастить, и отцовство и материнство прекратит свое существование. В этом цель этой заповеди — охранить и сберечь семьи и государство, чтобы наставлять детей и подданных быть послушными, а также принуждать их, и не позволять никаким нарушениям оставаться безнаказанными, иначе дети давно разрушили бы семьи своим неповиновением и подданные расстроили бы государство и подвергли бы его разорению, потому что они превосходят числом родителей и правителей. Нет слов, чтобы описать в полной мере пользу этой заповеди.
В-третьих, я исповедуюсь и оплакиваю мое нечестивое неповиновение и грех, ибо я нарушал Божью заповедь, не почитал или не повиновался моим родителям, я часто раздражал и оскорблял их, был нетерпим к родительским порядкам, был обидчив и насмехался над их любящим увещеванием, но охотнее бродил с беспутными компаниями и лукавыми сотоварищами. Сам Бог осуждает таких непослушных детей и удерживает их от долгих лет жизни, многие из них гибнут и умирают без благодати по достижении ими совершеннолетия. Тот, кто не подчиняется отцу и матери должны подчиняться палачу или иначе пройти через Божий гнев к плохому концу и т.п. В этом всём я каюсь и прошу милости и прощения.
В-четвертых, я молюсь за себя и за весь мир, чтобы Бог одарил Своей благодатью и излил Свое благословение богато на семью и государство. Даруй, чтобы с этого времени мы могли быть набожным, почитать наших родителей, повиноваться нашим начальникам, и противостоять дьяволу, когда он побуждает нас быть непослушными и мятежными, и это может помочь нам улучшить наши дома и страну деяниями нашими и тем самым сохранить мир, делая всё это в похвалу и славу Богу для нашей собственной пользы и к преуспеванию всех. Даруй, чтобы мы могли признать эти Твои дары и быть благодарны за них.
На данном этапе мы должны добавить молитву за наших родителей и начальников, чтобы Бог дал им понимание и мудрость управлять и руководить нами в мире и счастье. Да сохранит Он их от тирании, от беспорядков и ярости, и да обратит их к почитанию Божьего Слова, да не угнетают они Его, и да не преследуют никого или да не творят несправедливости. Такие превосходные дары следует испрашивать в молитве, как Святой Павел учит, иначе дьявол будет царствовать во дворце короля и всё обратится в хаос и беспорядок.
Если вы отец или мать, вы должны в этот момент вспомнить о ваших детях и работниках в вашей семье. Молитесь искренне дорогому Отцу, который утвердил вас в служении почитания Его имени и намеревается, чтобы вы почитали именование «отец». Просите, чтобы Он даровал вам благодать и благословение ухаживать за вашей женой и поддерживать её, детей и слуг благочестивым и христианским образом. Да подаст Он вам мудрость и силы для хорошего наставления их сердца и чтобы они желали следовать вашим приказам с послушанием. И то и другое — Божьи дары, ваши дети и то, как они возрастают, что они вырастут хорошо и они останутся такими же. В противном случае дом является ничем иным, как свинарником и школой для мошенников, что можно видетьсреди грубых и безбожных.
Пятая заповедь: «Не убивай». Здесь я узнаю, в первую очередь, то что Бог желает от меня, чтобы я любил моего ближнего, так чтобы я не наносил ему телесных повреждений, ни словом, ни действием, не ранил его и не мстил бы ему в гневе, не досаждал, не завидовал, отказался от ненависти, или какого-либо злого помышления, но понимал, что я обязан оказывать помощь и помогать советом ему в каждой телесной нужде. В этой заповеди Бог повелевает мне защищать тело моего ближнего и, в свою очередь, повелевает моему ближнему защищать меня лично. Как Сирахговорит: «Он вверил каждого из нас своему ближнему» (ср. Сирах 6:16 [9:14]).
Во-вторых, я благодарю за такие несказанные любовь, провидение и верность ко мне, благодаря которым Он поставил этот могучий щит и стену, чтобы обезопасить меня физически. Все они обязаны заботиться обо мне и защищать меня, и я, в свою очередь, должен вести себя таким же образом по отношению к другим. Он поддерживает это повеление, и, когда оно не соблюдается, то Он установил меч в качестве наказания для тех, кто не живет согласно Его повелению. Если бы не эта прекрасная заповедь и постановление, дьявол давно побудил бы к такой кровавой бойне среди людей, что никто не смог бы жить в безопасности даже один час, как происходит, когда Бог разгневается и налагает наказание на непослушный и неблагодарный мир.
В-третьих, я исповедуюсь и оплакиваю мою собственную нечестивость, но также и ту, которая в мире, и не только то, что мы так ужасно неблагодарны за такую отеческую любовь и заботу к нам, но также, что особенно позорно так это то, что мы не признаем эту заповедь и учение, не желаем учиться ей и пренебрегаем ею, как если бы она не касалась нас или как будто мы не принадлежим к этой заповеди. Мы идем легким шагом, благодушно, не чувствуя угрызения совести, что, нарушая эту заповедь, мы пренебрегаем нашим ближним, и, о да, мы покидаем его словам, преследуем, вредим или даже убиваем его в наших мыслях. Мы позволяем себе гнев, ярость и подлость, как будто мы делаем прекрасные и благородные вещи. Действительно, настало время, чтобы мы начали сожалеть и оплакивать то, сколь часто мы действовали как негодяи и как слепцы, как бесконтрольные и бесчувственные люди, которые бьют, царапают, разрывают и пожирают друг друга, как звери в ярости и не прислушиваются к этому серьезному и божественному повелению и т.д.
В-четвертых, я молюсь дорогому Отцу, чтобы Он привел нас к пониманию этой священной заповедиСвоей и помог нам сохранить её и жить в соответствии с ней. Да сохранит Он нас от Убийцы, который и есть знаток всех форм насилия и убийства. Да даст Он нам Свою благодать, чтобы мы и все другие могли относиться друг к другу доброжелательно, нежно, милосердно, прощая друг друга от всего сердца, перенося ошибки и недостатки друг друга по-христиански и по-братски, и, следовательно, живя вместе в условиях истинного мира и согласия, как заповедь учит нас, чего и требует от нас.
Шестая заповедь: «Не прелюбодействуй». Здесь я еще раз узнаю, что какие намерения у Бога по отношению ко мне и что Он ожидает от меня некоторых действий, а именно: жить целомудренно, прилично и умеренно, как в мыслях, так и в словах и делах, а не бесчестить жены любого человека, ни дочери, ни рабыни. Более того, я должен помогать, спасать, защищать и ограждать брак и порядочность в меру моих возможностей, и я должен заглушить праздные мысли тех, кто хочет уничтожить и оклеветать их доброе имя. Всё это я должен делать, и Бог от меня ожидает не только оставить жену моего ближнего и не досаждать его семье, но я в долгу перед моим ближнем в том, чтобы сохранить и защитить его доброе имя и честь, точно так же, как я хотел бы, чтобы мой ближний сделал для меня и моих домашних в соответствии с этой заповедью.
Во-вторых, я благодарю моего верного и дорогого Отца за Его благодать и великодушие, благодаря которым Он принимает моего мужа, сына, слугу, жену, дочь, служанку под Свою защиту и заботу, а также запрещает так жестко и решительно всё, что только могло бы им принести дурную славу. Он защищает и поддерживает эту заповедь и не оставляет безнаказанными нарушения, даже если Он сам должен действовать, если кто-то пренебрегает заповеди и нарушает их и наставления. Никто да не избегает Его, иначе он должен либо расплатиться, или даже искупить такую похоть в огне ада. Бог желает целомудрия и не будет терпеть прелюбодеяния. Это можно видеть каждый день, когда некто нераскаянный и расточительной застигнут врасплох гневом Божьим и гибнет ужасно. В противном случае невозможно было бы защитить свою жену, детей и слуг против дьявольской непристойности ни на один час или сохранить их честь и достоинство. Что могло бы случиться, так это безудержная безнравственность и свинство, как это происходит, когда Бог в гневе Своем убирает Свою руку и дозволяет, чтобы всё пришло в полное разорение и гибель.
Третье. Я исповедую и признаю мой грех, мой собственный и всего мира, как я согрешил против этой заповеди всей моей жизнью в мыслях, словах и делах. Я был не только неблагодарен за эти прекрасные учения и дары, но я жаловался и восставал против божественного требования такой порядочности и целомудрия, то есть, что Бог не допускает появиться беспрепятственно и безнаказанно всем видам блуда и мошенничества. Он не допустит того, чтобы брак презирали, насмехались над ним или осуждали, т.д. Грехи против этой заповеди, прежде всего, самые грубые и наиболее заметны и не могут быть покрыты или убелены. Поэтому я сожалею, и т.д.
В-четвёртых, я молюсь за себя и весь мир, чтобы Бог даровал нам благодать, чтобы эта заповедь с радостью и весело исполнялась нами, с тем чтобы мы сами могли жить в целомудрии, а также помогать и поддерживать других делать то же самое.
Затем я продолжаю с другими заповедями, если у меня есть время или возможность или я в настроении делать это. Как я уже говорил ранее, я не хочу, чтобы кто-нибудь почувствовал связанным моими словами или мыслями. Я только хочу предложить пример для тех, кто, возможно, пожелает следовать ему, пусть кто-нибудь улучшит его, кто может это сделать, и пусть размышляют либо над всеми заповедями за один раз либо над таким их количеством, сколько пожелают. Ведь разум, когда он серьезно занят чем-либо, будь то хорошее или плохое, может задуматься о многих вещах сразу, в то время как язык может выразить это лишь спустя десять часов высказываний, а пером это можно описать лишь за десять дней. Есть нечто быстрое, утонченное и могучее в разуме и душе. Он имеет возможность пересмотреть Десять Заповедей с четырех сторон очень быстро, если он захочет сделать это и усерден.
Седьмая заповедь: «Не кради». Во-первых, я могу научиться, что я не должен отнимать имущества умоего ближнего, ни овладевать имуществом против воли ближнего моего, ни тайно, ни открыто. Я не должен быть лживым или нечестным в делах, служении или работе, а также не должен получать прибыль за счет мошенничества, однако должен содержать себя в поте лица моего и есть свой хлеб в почтении. Кроме того, я должен позаботиться о том, что каким-либо из вышеуказанных способов не обмануть моего ближнего, так же, как я хочу для себя. Я также научаюсь в этой заповеди, что Бог, по Своей отеческой заботе, устанавливает защитные изгороди вокруг моих благ и торжественно запрещает кому бы то ни было воровать у меня. Если этим пренебрегают, то Он установил в наказание штраф и установил виселицы и дал веревки в руки Джека-Вешателя. Если это невозможно сделать, сам Бог отмеряет наказание, и они становятся нищими, в конце концов, как гласит пословица: «Кто украл в юности, идет попрошайничать в пожилом возрасте» или «Украденная прибыль утекает в сточную канаву».
В дополнение я благодарю за Его неизменную благость в том, что Он дал такое прекрасное учение, уверенность и защиту для меня и всего мира. Если бы не было Его защиты, то ни копейки и ни крошки хлеба не осталось бы в доме.
В-третьих, я исповедую мои грехи и неблагодарность в таких случаях, когда я обижал или обманывал кого-либо, или лишал кого-либо чего-либо в моей жизни.
В-четвёртых, я прошу Его даровать мне и всему миру благодать, чтобы научиться этой заповеди, чтобы обдумать её, и чтобы люди стали лучше, так чтобы было как можно меньше краж, грабежа, ростовщичества, мошенничества и несправедливости, и чтобы в Последний День, о котором все святые и вся тварь молится и стенает (Рим 8:20-23) поскорей привёл всё это к концу. Аминь!
Восьмая заповедь: «Не лжесвидетельствуй». Она учит нас, прежде всего, быть правдивыми друг с другом, избегать лжи и клеветы, но радостно говорить хорошо друг о друге, довольствоваться слушанием лишь хорошего о других. Таким образом, стена была построена вокруг нашего доброго имени и честности, чтобы защитить её от вредоносных сплетен и лживых языков; даст Бог, они не останутся безнаказанными, как Он сказал в других заповедях.
Мы обязаны благодарить Его за учения и защиту, которые Он милостиво дал нам.
В-третьих, мы исповедуемся и просим прощения за то, что мы провели нашу жизнь в неблагодарности и грехе, клевеща на нашего ближнего ложными и злыми разговорами, хотя мы должны сохранять его честь и целостность, как мы хотим для себя самих.
В-четвёртых, мы обращаемся за помощью отныне хранить заповедь и за исцелением языка и т.д.
Девятая и десятая заповеди: «Не пожелай дом ближнего твоего». Также и «жены его» и др.
Они учат нас, во-первых, что мы не должны лишать наших соседей их имущества под видом законных требований, или выманивать его, отчуждать или вымогать того, что принадлежит ему, но должны помогать ему сохранять то, что ему принадлежит, точно так же, как мы хотели бы, чтоб делали для нас. Также эти заповеди — защита от уловок и умствований проницательных хитрецов, которые, в конце концов, получат своё наказание. Во-вторых, мы должны воздать благодарение Ему. В-третьих, мы должны покаянно и с печалью признать наши грехи. В-четвертых, мы должны просить о помощи и силах усердно хранить эти Божественные заповеди.
Эти десять заповедей, рассмотрены с четырех сторон, а именно, как обучающий текст, песенник, книга покаянная и молитвенник. Они предназначены для оказания помощи сердцу, чтобы ему прийти в себя и возрастать усердно в молитве. Будьте осторожны, однако, не берите на себя всё это или еще больше, чтобы не утомиться в духе. Кроме того, хорошая молитва не должна быть длительной или растянутой, но частой и горячей. Достаточно рассмотреть один раздел или половину раздела, который воспламенит пожар в сердце. Это Дух дарует нам и постоянно будет наставлять нас Словом Божьим, когда наше сердце очищено, и освобождено от мыслей и забот.
Ничто не может быть сказано здесь достаточно о той части веры и Священного Писания [в молитве], потому что не будет конца тому, что можно было бы сказать. На практике можно брать Десять Заповедей на один день, а псалом или главу из Священного Писания на следующий день, и использовать их в качестве кремня и стали, чтобы разжечь пламя в сердце.
Простое Упражнение для созерцания Символа Веры:
Если у вас есть много времени, или расположенность, можно рассмотреть Символ Веры так же, и сделать из него венец из четырех нитей. Символ Веры, однако, состоит из трех основных частей или членов, соответствующих трем лицам Божественного Величия, как он был разделен в Катехизисе и где бы то ни было.
Первая часть Символа Веры о Творении:
«Верую в Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли».
Здесь, прежде всего, великий свет сияет в ваше сердце, если позволить ему, и научает вас несколькими словами то, что все языки мира и множество книг не могут описать или высказать словами, а именно: кто ты есть, откуда ты пришел, откуда появились небо и земля. Вы — Божье творение, дело Его рук, Его искусная работа. То есть, сами по себе и сами в себе вы ничто и не можете делать ничего, не можете ничего знать, ни на что не способны. Чем вы были тысячу лет назад? Чем были небо и земля шесть тысяч лет назад? Ничем, равно как и они, которые никогда не были бы созданы из ничего. Но то, что вы есть, умеете и можете творить, и можете доводить дела до конца — Божье творение, как вы исповедуете [в Символе Веры] устно. Поэтому вам нечем хвалиться перед Богом, за исключением того, что вы — ничто, а Он ваш Создатель, Который может уничтожить вас в любой миг. Разум ничего не знает о таком свете. Многие великие люди стремились узнать, что такое небо и земля, человек и прочие творения, и не находили ответа. Но здесь объявляется и вера утверждает, что Бог создал всё из ничего. Вот здесь сад наслаждений для души, и лишь там мы можем насладиться произведениями Бога, но это заняло бы слишком много времени, чтобы описать всё это.
Кроме того, мы должны благодарить Бога за то, что по Своей доброте Он сотворил нас из ничего, и обеспечивает наши повседневные потребности из ничего, Он создал нас быть такими прекрасными творениями с телом и душой, умом, пятью чувствами, и посвятил нас быть владыками земли, рыб, птиц и зверей и т.д. Здесь рассмотрите книгу Бытие, главы с первой по третью.
В-третьих, мы должны исповедоваться и оплакивать то, что у нас нет веры и благодарности, и то, что мы не принимаем это близко к сердцу, не веруем в это, не размышляем об этом и не признаем это, и были гораздо глупее бездумных зверей.
В-четвертых, мы просим в молитве подлинной и твердой веры, которая искренне почитает Бога и верит в Бога, нашего Творца, как в этой части Символа Веры утверждается.
Вторая часть Символа Веры об Искуплении:
«И во Иисуса Христа, Единородного Сына Божьего, Господа нашего» и т.д.
Снова великий свет сияет далее и учит нас, как Христос, Сын Божий, искупил нас от смерти, которая, после сотворения, стала нашим жребием из-за грехопадения Адама, в котором и мы бы погибли навечно. Теперь подумай: как и в первой части Вы должны были размышлять о себе как об одном из Божьих творений, и не сомневаться в этом, теперь же вы должны подумать о себе как об одном из искупленных и никогда не сомневаться в этом.
Выделите одни слова выше всех остальных, например, «Иисус Христос, наш Господь». Кроме того, «пострадал ради нас», «умер ради нас», «воскрес ради нас». Все это наше и принадлежит нам, это наше, включая вас самих, как и Слово Божие провозглашает.
Во-вторых, вы должны быть искренне благодарны за такую благодать и радоваться о вашем спасении.
Третье, нужно скорбно оплакивать и исповедоваться в вашем нечестивом неверии и недоверии такому дару. Ах, что за мысли приходят на ум — идолопоклонство, которое вы совершали неоднократно, как много вы молились святым, а также творили бесчисленное количество «добрых дел», которые противостоят такому спасению.
В-четвертых, молитесь теперь, чтобы Бог сохранил Вас с этого времени и до самого конца в истинной и чистой вере во Христа, Господа нашего.
Третья часть об Освящении:
«Верую в Духа Святого» и т.д.
Это уже третий великий свет, который учит нас, где такой Творец и Искупитель может быть найден нами, с Которым мы могли встретиться в этом мире, и что весь этот мир придет к концу. Многое можно сказать по этому поводу, но вот краткое изложение: Где святая христианская церковь существует, там мы можем найти Бога Творца, Бога Спасителя, Бога Святого Духа, то есть Того, Кто ежедневно освящает нас через прощение грехов и т.д. Церковь существует там, где Слово Божие о такой вере правильно проповедуется и исповедуется.
Снова у вас есть повод задуматься здесь надолго обо всем том, что Святой Дух совершает в церкви каждый день и т.д. Поэтому будьте благодарны, что вы призваны и пришли в такую церковь. Исповедуйте и оплакивайте отсутствия у вас веры и благодарности, что вы пренебрегли всем этим, и просите в молитве истинную и непоколебимую веру, которая останется и выдержит всё до тех пор, пока вы придете в то место, где всё продлится вечно, то есть после воскресения из мертвых, в жизни вечной. Аминь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий